Методические рекомендации

по календарному планированию воспитательно-образовательного процесса.

 

I блок – информационный (планируется на учебный год);

II блок – физкультурно-оздоровительная работа (планируется на месяц);

III блок – работа с родителями (планируется на месяц);

IV блок – ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы.

Разработаны старшим воспитателем МАДОУ «детский сад № 20» Натальей Николаевной Новак

Хабаровск 2013 г.


Календарный план

I блок

Информационный (планируется на год)

1.     Возрастная группа, воспитатели и младшие воспитатели работающие на группе.1 страница

2.     Режим дня.2 страница

3.       Общий список детей: 3 страница

Ф.И.

Дата рождения

Подгруппы по способностям и интересам для дополнительного образования

 условные обозначения               

    творческие   ИЗО

творческие    Артистизм 

   познавательный  интерес

) физ. способности

1

Иванова Настя

26.10.97г.

4.     Циклограмма непосредственно-образовательной деятельности (НОД). 4 страница

5.     Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса(на примере 1 младшей группы)5 страница

 Возрастная область

базовый компонент содержания (примерная основная общеобразовательная программа)

дополнительный компонент содержания (парциальная программа)

методические пособия

развитие детей третьего год жизни (первая младшая группа от2 до 3 лет)

программа воспитания и обучения в детском саду (М.А. Васильева, В.В. Гербова,  Т.С. Комарова)

программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет «Топ – Хлоп, малыши!» А.И. Буренина, Т.Н.Сауко

программа музыкального воспитания детей от 1,5 до 7 летнего возраста «Ладушки» А.И. Каплунова, И.А. Новосельцева

программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова

комплект методических пособий к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой:

1.Горбунова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в 1 мл.группе.

2…..

 3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.

4.Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет.

 5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий.

6.Комплект методических пособий к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы… 1 младшая группа.- Волгоград «Учитель»

7.Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве. Для инструкторов и воспитателей работающих с детьми  от 2 до 3 лет.

Начиная со второго блока планируется по схеме:

Название месяца

Комплексы утренней гимнастики

Комплексы корригирующей гимнастики

Культурно-гигиенические навыки

Подвижные игры

Развлечения

Работа с родителями

 

II блок

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (планируется на месяц)

1.    Утренняя гимнастика (два комплекса на месяц, один раз в неделю под музыку, по пятницам подвижные игры), корригирующая гимнастика после сна (два комплекса на месяц).    

2. Культурно-гигиенические навыки (2 раза в неделю обучение, остальное время контроль за выполнением).

3. Подвижные игры и упражнения  (выписываются из  

       плана инстр. по ФИЗО) прописываются без целей.

5. Развлечения по пятницам (в течение месяца):

-         1 музыкальное 

-         1 спортивное 

-         2 тематических.

III блок

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (планируется на месяц)

 

содержание работы

сроки

ответственный

1

Консультация «Сила твоего тела заключена в соках растений»

01.01.01г.

Голованова М.П.

2

Дать задание родителям – сделать детские лопатки для труда на участке

05.01.01г.

Иванова Т.И.

 

 


IV блок

ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

На примере средней группы

понедельник 10 сентября

тема:  «Детский сад, школа»

1 половина дня

НОД

Совместнаяобразоват. деят-ть воспитателя с детьми

Сам-ая деятельность

детей

Индивидуальная работа

1. Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора  «детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь» Пр. зад: Уточнить знания детей о д/с (большое, красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный зал…..).  расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду (воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, медицинская сестра).

2.Физическая культура. Пр. зад.: Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в  подпрыгивании -  энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении.

Привлечь детей к рассматриванию альбома кто работает в детском саду, провести беседу как зовут сотрудников детского сада: инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, воспитателей и мл.воспитателей группы…

По желанию привлекать детей к дежурству по столовой, в уголке природы и подготовке к занятиям, объясняя как и для чего мы это делаем.

В уголке книги альбомы для рассматривания кто работает в детском саду  и сюжетные картинки из жизни детского сада.

Поощрять желание детей самостоятельно выбирать и организовывать свою продуктивную деятельность.

С Ксюшей М. повторить стихотворение про детский сад.

Вове К., Маше У. Марине С. предложить дидактическую игру на закрепление отсчета предметов в пределах 5 «Гости пришли».

прогулки

Наблюдения Учить наблюдать явления природы – ветер, как можно при помощи своего тела определить направление ветра.

БеседаВспомнить правила для пешеходов, как надо переходить дорогу, заострить внимание на светофоре, предложить понаблюдать на обратной дороге из детского сада домой.

П/и  с целью развивать и совершенствовать двигательные навыки;

«Попади в цель» на развитие глазомера, координации движений. «Из следа в след» на закрепление умения детей координировать свои движения, сохранять равновесие.

Труд продолжать работу в цветнике, предложить детям Ксюше М. и Оле М. полить цветы. Привлечь детей к поддержанию порядка на участке, предложить собрать в ведро  камни.

Выносной материал: мешочки с песком, силуэты следа.

Игрушки для игры с песком и водой.

Атрибуты для игры в «Автопарк», «Дом».

работа  над основными движениями (с Мишей, Катей), упражнять детей в умении сохранять равновесие при хождении по бревну на двух ногах.

С Илюшей поиграть в словесно- дидактическую игру «Скажи правильно».

 2 половина дня

Обновление материала  в уголке театрализованной

деятельности (баночный театр) обыгрывание сделанных атрибутов-кукол.

Ситуативный разговор  о  пользе  гимнастики после сна.

С/ригра «Детский сад» на развитие уменийсогласовывать  игровыедействия в соответствии с сюжетом игры.

В игровом уголке атрибуты для игры в детский сад. Предложить детям помощь в выборе игрушек-заменителей.

Внести конструктор «лего» со схемами сбора бытовых атрибутов.

Спортивная игра "Городки" напомнить правила:

бросать биту сбоку, занимать правильное И.П.

С Мишей К., Олей М.

Совместно собрать по схеме несколько образцов из конструктора  «лего» и обыграть постройки.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОГУЛОК

Составные части прогулки:                  

1. Наблюдение;
2. Трудовая деятельность (выносится отдельным блоком, планируется раз в месяц);
3. Игровая деятельность (подвижные игры планируются на месяц с целями, в прогулке указывается только название игры);
4. Индивидуальная работа;
5. Самостоятельная деятельность детей;

6. Выносной материал.

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

  • предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).
  • от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).
  • от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)
  • от познавательных интересов детей.

Наблюдения (рекомендуется воспитателям указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения):

  • наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
  • наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
  • наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).

Трудовая деятельность Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), советуем указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Виды трудовой  деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд… Прописывается цель и содержание труда.

Подвижные игры. Рекомендуется проводить две - три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры  подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • сюжетные подвижные игры
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Индивидуальная работа.Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Выносной материал.Оборудование используемое для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу (песке),  мелки, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, самокат, оборудование для экспериментов, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Каждая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности и основана на ней:

1.      «Физическая культура» - двигательная деятельность

2.     «Социализация» - игровая деятельность

3.     «Труд» - трудовая деятельность

4.     «Познание» - познавательно-исследовательская деятельность

5.     «Коммуникация» - коммуникативная деятельность

6.     «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности

7.     «Художественное творчество» - продуктивная деятельность

8.     «Музыка» - музыкально - художественная деятельность

Формы работы с детьми:

Двигательная деятельность

Игровая беседа с элементами движений

Подвижные игры с правилами

Подвижные дидактические игры

физические и игровые упражнения

Соревнования, ролевые игры, физическая культура, физкультминутки

Игровая деятельность

Сюжетно - ролевые игры

Игры с правилами

Дидактические игры

Театрализованные игры

Пальчиковый театр

Настольный театр

Трудовая деятельность

Дежурство

Трудовые поручения

Совместная деятельность по уходу за …

Коммуникативная деятельность

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры, игры с правилами

Познавательно исследовательская деятельность

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Сюжетные игры, игры с правилами

Восприятие художественной культуры

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Ситуативный разговор с детьми

Продуктивная деятельность

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Музыкально – художественная деятельность

Слушание и исполнение музыкальных произведений

Музыкально-дидактические игры

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделён на:

                 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа­ции различных видов детской деятельности (игровой, коммуникатив­ной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально -  художественной, чтения) (далее по тексту «организованная образовательная деятельность» (НОД и совместная деятельность воспитателя с детьми);

                 образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (совместная деятельность воспитателя и детей) – КГН, правила повеления за столом, на прогулке, на концерте….);

                 самостоятельную деятельность детей (создание предметно-развивающей среды в группе и на прогулке);

                 взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться наадекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанником, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

И старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-развивающего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность

                 игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

                 просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмом, телепередач.

  чтение и обсуждение программных произведений разных жанорв., чтение, рассматривавнее и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

  создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы соци­ально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

  наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

  изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изго­товление украшений для группового помещения к праздникам, суве­ниров; украшение предметов для личного пользования;

  проектная деятельность исследовательские, творческие и нормативные проекты старших дошкольников;

  познавательно-исследовательская деятель­ность организация опытов и экспериментов;

  конструирование игры со строительным материалом и конструктором, собирание построек по графическому плану, конструирование из плоского конструктора, дидактические игры «Колумбово яйцо», «Танграм»…;

  оформление выставок работ народных мастеров, произведений деко­ративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродук­ций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по време­нам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

  викторины, сочинение загадок;

  инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

  рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изоб­разительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств вырази­тельности;

  продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ху­дожественный труд) по замыслу    на темы народных потешек, по мо­тивамзнакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного илипросмотренного произведения; рисование иллюстраций к худо­жественнымпроизведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным  произведениям;

  слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

  подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

  пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

  танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкалыю-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мело­дии, хороводы;

                     физкультурные и музыкальные занятия игровые, сюжетные, тематические, комплексные (с моментами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражне­ния под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные  занятия на темы прочитанных сказок, потешек, по музыкальным произведениям; ритмическая гимнастика, игры и упраж­нения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

                   туристические прогулки;

                  физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);

                  спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

                  соревнования;

                  дни здоровья;

                   тематические досуги;

                  праздники;

                   театрализованные представления;

                  смотры и конкурсы;

                  экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

                  физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

                  социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведе­нии режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудо­вых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самооб­служивания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

                  познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми и играх, наблюдениях, при восприм тип картин, иллюстраций, мультфильмом; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

                  художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, и игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предме­тов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей:

                 физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лы­жах, велосипеде и пр.);

                 социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие об­щение со сверстниками;

                 познавательно-речевое развитие: самостоятельное чтение детьми ко­ротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художест­венных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; само­стоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настоль­ко-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (разви­вающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

                     художественно-эстетическое развитие: самостоятельное рисование, ленка, конструирование (преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы), игра на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушание музыки.

Взаимодействие с семьями детей:

Возможные формы и направления работы с семьей представлены в разделе "Взаимодействие детского сада с семьей» программы «От рождения до школы».